Строевая подготовка
«Когда стоите в строю, нельзя ни в носу ковыряться, ни в других местах».
«Что за бред!»- скажите вы. «Ерунда какая-то»… А между тем, гость, благодаря хорошей строевой выучке можно завоевать авторитет и уважение не только среди сослуживцев, но и среди гражданского населения населённого пункта, в котором проходит служба. Читая далее поймёте, почему.
Как уже отмечалось, в прежние года призывники приходили в армию уже имея некоторое представление о строевых приёмах одиночной строевой подготовки, в том числе с оружием. Поэтому строевая выучка им давалась быстро. А вам имеет смысл узнать подробности и некоторые нюансы этого необходимого для срочника предмета. Так, предусматривается, что срочник должен знать положения Строевого устава ВС РФ, уметь правильно и четко выполнять строевые приемы без оружия и с оружием, действовать в составе подразделений в пешем порядке и на машинах, правильно носить военную форму одежды и иметь подтянутый внешний вид. Как ни как выправка солдата и его умения должны быть по-своему красивыми, а движения точными. И если по-честному, гость: ведь правда, и вам понравится, когда военнослужащий выглядит бравым, подтянутым, статным, а не «горбится», сутулится. Нет ничего лучше, чем наблюдать бравую строевую выучку военнослужащих. Приятно ведь бывает посмотреть, как проходит чётким строевым шагом ровный строй, особенно парадный. А когда, скажем рота, следуя строем в ногу чеканит шаг и дружно исполняет строевую песню (сначала 8−10 сильных запевал, а потом дружно подхватывают остальные 90−100 парней, так вообще дух захватывает!! И по мнению самих солдат, им нравится исполнять песни в строю: это поднимает настроение и всех объединяет как-то. Это особенно «бросается в глаза», завораживает и очень нравится «гражданским» лицам, а особенно девушкам.
Хотел бы привести в качестве примера реальный случай. Службу проходил в небольшом городишке «К», «моя» часть была всего 3 года как сформирована, располагалась недалеко от его центра, о ней особо не знали. Будучи командиром роты, я с удовольствием и энергией занимался боевой подготовкой со своим подразделением. С офицерами и сержантским составом мне повезло: подобрались хорошие, целеустремлённые ребята, с которыми я нашёл общий язык. По опыту занятий в военном училище я организовал и обучал своих подчиненных. В библиотеке клуба части замполит роты раздобыл слова замечательной и сильнейшей, на мой взгляд, песни «Ой, при лужку, при лужке», среди солдат подобрали хороших запевал, периодически тренировались.
Вот одно четверостишие песни:
Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле…
(всего 9 куплетов)
Смысл в том, что первые 2 строчки начинают запевалы, или часть подразделения, а последние две с шагом одновременно подхватывают уже все вместе.
Как-то в начале сентября примерно в 11.30 личный состав роты (115 чел.) вывезли на машинах в городскую баню (наша была на ремонте), а обратно надо было вернуться пешком (благо воинская часть от здания бани находилась примерно в километре). Погода была ясная, тихая и тёплая. Прямой участок дороги к части примерно 500 метров пролегал так: мимо местного кулинарного техникума, который в городе почему-то называли «Лапшеедка», потом через 150−200 м. проходила мимо средней школы и территорией центральной больницы, которая находилась практически напротив двора школы на другой стороне дороги, и через 70 м - часть. И вот, когда все помылись, я собрал весь сержантский состав и говорю: «А что, ребята, давайте покажем, на что мы способны!».
Собрали запевал, которые были родом, в основном, из Краснодарского края и Ставрополья, напомнили им о том, что в их жилах течёт «казачья» кровь, проинструктировали. Запевал и других бойцов с сильными голосами собрали в одну «коробку» взвода, разместили её в середине строя роты. Напомнил всем о соблюдении четкого строевого шага и обратил внимание на важную деталь при исполнении строевой песни: петь так, чтобы слова неслись поверх голов, а не «тонула» под ногами (так будет гораздо громче).
И вот, после построения и команды «Шагом МАРШ!» наша рота из 4 взводов по 25−30 человек двинулась по центральной улице. После того, как вышли на прямой участок улицы, за 60 м до техникума после команды «Рота-а!» перешли с походного на чёткий строевой шаг (120 одновременных шагов в минуту). После команды «Песню ЗАПЕ-ВАЙ!» бойцы так слаженно и от души «жахнули» песню про казака и его коня что, наверное, пол города высыпало посмотреть и послушать наше боевое подразделение. При этом слова «Ой при лужке при лужке, при широком поле» довольно громко пели 30 солдат, а последующие слова четверостишия «…при знакомом табуне конь гулял на воле-е!» с одновременной постановки на асфальт левой ноги вырывалась песня уже 115 человек! Плюс повтор всеми этих же слов с удвоенной силой! Только представьте: тихий день, и тут одновременные удары об асфальт сапог больше 100 человек, которые отражаясь от стен домов небольшой улицы, превращались в ритмичный грохот и громкая, дружная строевая песня больше 100 здоровых парней, которая с рокотом и раскатистым эхом неслась по улице во все стороны — это РЕАЛЬНО ВПЕЧАТЛЯЕТ!! Эффект был просто потрясный: из техникума выбежали, наверное, все и учащиеся и преподаватели, проезжающие мимо машины замедляли ход, люди останавливались и благодарили бойцов, кричали: «Молодцы!», многие разворачивались и шли следом за нами, девушки махали руками и улыбались, а огромная «куча» детворы так вообще нас до самых ворот части провожала.
Я шёл сбоку роты и видел, что солдатам внимание окружающих очень понравилось, и они запели изо всех сил, от чего я стал опасаться, что сорвут голоса. Подходя с песней к зданию школы, нас встречала уже огромная толпа, так как песня долетела туда гораздо раньше нас. После окончания слов песни (уже проходя мимо территории больницы), на мою благодарность «Спасибо ЗА ПЕСНЮ!», бойцы роты с одновременным ударом об асфальт сапогов левой ноги- с таким энтузиазмом и громогласно крикнули: «СЛУЖИМ… («пропуская» правую и с «ударом» левой и ещё громче — ОТЕЧЕСТВУ-У!!!», что сухие листья посыпались со стоящих вдоль дороги деревьев. (Ну просто - супер!...).
Строевая подготовка!
Самое главное — самим срочникам очень понравилось это прохождение с песней и они были просто в восторге.
Спустя несколько дней к командиру части пришла целая девичья делегация из местного техникума и слёзно просили командование «отпустить» к ним на субботний праздничный вечер и дискотеку всех бойцов «ТОЙ САМОЙ» роты. В последующем стали приглашать солдат и других подразделений, стали нашими «шефами». Мы стали частыми «гостями» и в школе, где участвовали в спортивных и других праздниках. А больных с нашей части с удвоенным вниманием стали принимать и оказывать медицинскую помощь в городской больнице.
Надо заметить, что авторитет солдат, сержантов и офицеров нашей роты в части просто взлетел «до небес», чему все были очень рады. Служба у всех пошла легко и с удовольствием. В городе же потом люди ещё долго пересказывали друг другу о том, как НАШИ «Роднянские» солдаты на улице песню «врезали»… Вот так!
Чтобы примерно понять, как звучит эта песня, посмотрите её исполнение хором кубанских казаков:
Кроме того, на строевой подготовке обучают однозначному выполнению команд и действиям в различных условиях (в строю и вне его), в том числе и с оружием. В этих целях все занятия проводятся на оборудованном строевом плацу, иногда с использованием малых барабанов. Это: одиночная строевая подготовка с оружием и без оружия, строевое слаживание подразделений и строевые смотры. Обучение проводится как на плановых занятиях по строевой подготовке и строевых тренировках, так и на занятиях по другим предметам обучения, в том числе при всех повседневных построениях и передвижениях.
Занятия по одиночной подготовке начинают с показа и кратким разъяснением нового строевого приема, затем проводят разучивание этого приема по разделениям или с помощью подготовительных упражнений (если прием сложный). Выполняется в замедленном, а затем в уставном темпе. Применяют односторонний способ: это одновременное обучение всех военнослужащих одним и тем же приемам (действиям) под руководством командира. Или двусторонний способ: это когда изучение и тренировка в выполнении приемов проводится попарно (в каждой паре один из обучаемых должен быть более подготовленным). Строевая слаженность подразделений начинается с разъяснения соответствующих статей Строевого устава ВС РФ, показываются и отрабатываемые действия, затем проводится тренировка. В ежедневной деятельности строевая выучка совершенствуется на всех тренировках, занятиях, при различных построениях и передвижениях в составе подразделений и при несении службы в суточном наряде. В выходные, праздничные дни и на спортивных праздниках могут проводиться показательные выступления по строевой подготовке, смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевых песен.
Тем достаточно много:
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка, элементы строевой стойки. Выполнение команд: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», «Головные уборы — СНЯТЬ (НАДЕТЬ)».
Занятие 2. Повороты на месте. Выполнение команд: «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ОТСТАВИТЬ».
Занятие 3. Движение строевым шагом.
Занятие 4. Повороты в движении.
Занятие 5. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Занятие 6. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.
Занятие 1. Строевая стойка с оружием. Выполнение команды: «Ремень-ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Штык-нож-ОТОМКНУТЬ», «Штык-нож-ПРИМКНУТЬ», «Положить-ОРУЖИЕ», «К ОРУЖИЮ», «В РУЖЬЕ».
Занятие 2. Выполнение строевых приемов: «Предохранитель-СТАВЬ», «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Оружие-ЗА СПИНУ», «Ремень-ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Поправить-ОРУЖИЕ».
Занятие 3. Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении. Выход военнослужащего из строя и возвращение в строй.
Занятие 4. Подход к начальнику и отход от него. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении, вне строя. Занятия 5−6. Тренировка в выполнении строевых приемов с оружием.
Тема 3. Строи подразделений в пешем порядке.
Занятие 1. Строи подразделений. Развернутый строй. Походный строй. Построения подразделений, перестроения и перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Занятие 2. Строи подразделений. Построения подразделения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении с оружием.
Занятие 3. Тренировка в построениях, перестроениях и выполнение строевых приемов в составе подразделений.
Тема 4. Строи подразделений на машинах.
Занятие 1. Построение личного состава подразделения у машин (боевых машин). Посадка и размещение. Положение оружия при посадке, размещение личных вещей. Обязанности старшего машины, наблюдателя. Высадка из машин. Сигналы управления строями и машиной. Перестроение подразделения на машинах.
Тема 5. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений
в бою при действиях в пешем порядке.
Занятие 1. Выполнение приемов «К БОЮ», «ВСТАТЬ». Перебежки и переползания. Действия личного состава при внезапном нападении противника. Тренировка выполнения приемов.
Тема 6. Строевые смотры.
Сюда входят: Строевые смотры в пешем порядке и на машинах. Смотр роты. Смотр батальона. Смотр полка.
Желательно со всей серьёзностью относиться к занятиям по строевой подготовке, особенно действиям в составе своего подразделения, так как, например из-за ваших, гость, ошибок, ВСЁ подразделение может быть направлено на прохождение дополнительных «кругов» по строевому плацу, либо назначены дополнительные тренировки, в том числе и в выходные дни... Проявив же определённое старание на занятиях, вы сможете быстро приобрести выправку и осанку настоящего военного, хорошую строевую выучку.
http://srothnik.ru/audio/stroevaya-podg … l#more-105